Новости

Верховный Суд Украины:

 уволенный имеет право на получение средней зарплаты до даты фактического расчета

 

Верховный Суд в очередной раз подтвердил, что компенсация, предусмотренная ст. 117 КЗоТ (средняя заработная плата), в случае задержки расчета при увольнении должна выплачиваться за весь период такой задержки до даты фактического расчета.
Особенность рассматриваемого спора заключалась в том, что уволенный работник в ноябре 2012 года уже получил решение суда о выплате компенсации, однако расчет все равно не был произведен. Работник, соответственно, захотел получить компенсацию и за период с ноября 2012 года по июнь 2013 года.
Суды посчитали, что в данной ситуации работник уже реализовал свое право на получение компенсации, подав первый иск, и отказали в повторном иске. Но ВСУ в постановлении по делу N 6-144ц13 от 29.01.2014 указал, что в подобной ситуации наличие решения суда, принятого в ноябре 2012 года, не играет никакой роли и работник имеет право на получение средней зарплаты за период, прошедший с момента вынесения решения по первому иску до момента фактического проведения расчета.
Таким образом, работодателю в спорах относительно своевременного проведения расчета при увольнении стоит помнить, что вынесение судом решения в пользу работника не лишает последнего права в дальнейшем требовать выплаты средней зарплаты за период между датой вынесения решения и датой фактического расчета с уволенным сотрудником. То есть такие решения стоит выполнять как можно скорее, чтобы не увеличивать сумму выплат.

06 февраля 2014 г.

     

Введение автоматической видео- и фотофиксации нарушений ПДД

16 января 2014 года принят Закон о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за административные правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированные в автоматическом режиме (законопроект № 3855).

Данным Законом предполагается внедрение автоматической фото- и видеофиксации следующих правонарушений:
- превышение ограничений скорости движения,
- проезд на запрещающий сигнал регулирования дорожного движения;
- нарушение установленного для транспортных средств запрета двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам;
- выезд на полосу встречного движения;
- нарушение правил движения через железнодорожные переезды.
В случае фото- и/или видеофиксации одного из указанных правонарушений должностное лицо ГАИ на основании данных автоматизированной информационной системы устанавливает лицо, на которого зарегистрировано соответствующее транспортное средство. Данное лицо в течение 10 дней со дня получения постановления должно заплатить штраф или обжаловать постановление в суде (доказать, что транспортное средство или его номерной знак выбыл из его владения в результате противоправных действий других лиц, либо в момент совершения правонарушения за рулем был другой человек).
Если транспортное средство зарегистрировано на юридическое лицо, к ответственности привлекается лицо, которое управляло транспортным средством в момент совершения административного правонарушения. Если транспортное средство зарегистрировано за пределами территории Украины и такое транспортное средство не подлежит государственной регистрации в Украине, к административной ответственности привлекается лицо, которое ввезло такое транспортное средство на территорию Украины.
В случае привлечения нарушителя к ответственности применяется минимальный размер штрафа, предусмотренный соответствующей статьей КоАП. А если лицо уплачивает указанный штраф в течение 5 дней со дня получения постановления, такой минимальный размер уменьшается вдвое.

http://jurliga.ligazakon.ua/news/2014/1/16/104139.htm

18 января 2014 г.

     

Новый Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество

 

Новации, которые ожидаются:

1) появится альтернатива при представлении документов для проведения госрегистрации прав - как путем непосредственного обращения заявителем, так и путем отправки по почте или курьерской службой вместо существующего до сих пор непосредственного обращения заявителя;
2) проведение одновременной регистрации права собственности и вещных прав, производных от права собственности, на основании одного заявления о государственной регистрации прав, подать которое сможет как владелец, так и правополучатель (до сих пор представляются два разные заявления);
3) проведение госрегистрации прав с выдачей свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество на замену утерянных, поврежденных или испорченных свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество или государственного акта на право собственности на землю, выданных компетентными органами до 1 января 2013 года (в настоящее время указанная процедура значительно затруднена в связи с отсутствием надлежащего нормативного обоснования);
4) упрощен порядок проведения госрегистрации прав на построенный или реконструированный объект недвижимого имущества, строительство которого осуществлялось с привлечением денежных средств от физических и юридических лиц (разграничен перечень документов, которые должен подавать застройщик и непосредственно инвестор);
5) обеспечение проведения госрегистрации права собственности на вновь построенные или реконструированные объекты недвижимого имущества, построенные в результате деятельности кооперативов, на основании представленной заявителем справки соответствующего кооператива о членстве в нем и полное внесение паевого взноса;
6) обеспечение проведения государственной регистрации права государственной и коммунальной собственности на объекты недвижимого имущества, построенные в советские времена;
7) предоставление возможности, в случае отсутствия сведений в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, получать информацию из реестров, которые функционировали до 1 января 2013 года (до сих пор получить такую информацию было невозможно).
Новый Порядок будет введен в действие с 12 февраля 2014 года.

http://www.minjust.gov.ua/news/44723

17 января 2014 г.

     

Высший хозяйственный суд Украины дополнил свое информационное письмо относительно применения норм Закона о банкротстве

 

Высший хозяйственный суд письмом от 26 декабря 2013 года № 01-06/1862/2013 дополнил свое информационное письмо № 01-06/606/2013 "О Законе "О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом".
В частности, разъяснено, что к обжалуемым определениям относятся и определения об отказе в принятии заявления о возбуждении дела о банкротстве и о возвращении заявления о возбуждении дела о банкротстве, а также определения, касающиеся процедуры досудебной санации, а именно о:
- возвращении заявления об утверждении плана досудебной санации;
- утверждении плана досудебной санации;
- отказе в утверждении плана досудебной санации.
Письмо дополнено нормой, устанавливающей, что случае обжалования судебных решений, опосредующих движение дела о банкротстве (определения о возбуждении производства, о введении процедуры санации, об утверждении плана санации, о признании должника банкротом и т.д.), производство по делу о банкротстве подлежит приостановлению в соответствии ст. 79 ХПК. В случае же отмены указанных судебных решений, в том числе определения о прекращении производства по делу, об отказе в возбуждении дела о банкротстве, дело (заявление) передается на рассмотрение (новое рассмотрение) в соответствующий хозяйственный суд в другом составе суда.
Если же отменяются другие судебные решения, то дело передается на рассмотрение в соответствующий суд в ином составе суда только в соответствующей части (например, в части рассмотрения денежных требований кредитора, рассмотрения заявления о признании сделки недействительной и т.д.). После рассмотрения (нового рассмотрения) дела в соответствующей части другим составом суда, эти материалы присоединяются к основному делу для дальнейшего рассмотрения.
ВХСУ указал, что учитывая сжатые сроки совершения процессуальных действий в процедуре распоряжения имуществом должника, суд в случае невыполнения или ненадлежащего (в частности, несвоевременного) выполнения распорядителем имущества своих обязанностей (рассмотрение заявлений кредиторов о денежных требованиях к должнику, анализ финансово-хозяйственной деятельности должника, проведение инвентаризации имущества должника и определение его стоимости и т.д.) должен по ходатайству комитета кредиторов, органа, уполномоченного управлять государственным имуществом (для госпредприятий и предприятий, в уставном капитале которых доля госсобственности превышает 50 %) или по собственной инициативе прекратить полномочия распорядителя имущества и назначить нового распорядителя имущества в соответствии с абзацем 4 части 1 ст. 114 Закона.
Если должник не предоставляет распорядителю имущества необходимую для осуществления его полномочий информацию и финансово-бухгалтерскую документацию или не способствует в проведении инвентаризации имущества, суд должен применить часть 12 ст. 22 Закона.
После официального обнародования постановления о возбуждении производства по делу о банкротстве все кредиторы имеют право подавать заявления с денежными требованиями к должнику, возникшими до возбуждения производства по делу о банкротстве, в порядке ст. 23 Закона независимо от наступления срока выполнения обязательств. При этом после включения таких требований в реестр требований кредиторов на эти требования распространяется действие моратория на удовлетворение требований кредиторов.
В определении судом размера требований кредитора, обеспеченных имуществом должника, должна приниматься оценка имущества, согласованная сторонами в соответствующем договоре залога (ипотеки). Что касается очередности удовлетворения требований кредиторов, связанных с уплатой штрафных санкций, то такие требования касаются всех кредиторов независимо от обеспеченности их денежных требований.

17 января 2014 г.

     

Изменения и нововведения относительно транспортных средств

2Кабинет министров Украины своим постановлением № 610 от 01.08.2013г., вступившего в силу 06.09.2013г., внес изменения в Порядок государственной регистрации (перерегистрации), снятия с учета автомобилей, автобусов, а также самоходных машин, сконструированных на шасси автомобилей, мотоциклов всех типов, марок и моделей, прицепов, полуприцепов, мотоколясок, других приравненных к ним транспортных средств и мопедов.

В соответствии с изменениями положения документа относительно случаев запрета снятия авто с учета распространяются также и на процедуру перерегистрации транспортных средств на нового владельца.
Кроме того, в связи со вступлением в силу с 1 сентября Закона Украины № 422-VII об уплате экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств Министерство  природы Украины приказом № 350 утвердило Порядок формирования и ведения Государственного реестра субъектов хозяйствования, осуществляющих прием и/или разборку утилизируемых транспортных средств.
Документ устанавливает процедуру накопления, обработки, систематизации, хранения, защиты и использования информации из Государственного реестра субъектов хозяйствования, осуществляющих прием и/или разборку утилизируемых транспортных средств, а также определяет механизм внесения (исключения) субъектов хозяйствования в (из) Реестр (а).
Сам Реестр ведется в электронном виде Министерство природы Украины. При этом Министерство обеспечивает размещение Реестра на своем официальном веб-сайте, доступ к которому является открытым и общедоступным.
Помимо того, Кабинет министров Украины постановлением № 627 от 12.06.2013г., вступившего в силу 06.09.2013г., внес изменения в ряд своих нормативных актов, среди которых: Положение о порядке выдачи удостоверений водителя и допуска граждан к управлению транспортными средствами, утвержденное постановлением от 08.05.1993г. № 340; Порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей транспортных средств, утвержденное постановлением от 20.05.2009г. № 487 и др.
В частности, правительство не только сократило срок действия водительских прав до 30 лет, но и установило правило о возвращении водительского удостоверения лицам, лишенным прав за вождение в нетрезвом виде, лишь после обязательного прохождения внеочередного медицинского осмотра и сдачи экзаменов.
Также введен запрет на обустройство парковок на тротуарах и проезжей части.
3 сентября 2013 г. вступило в силу постановление Кабинета министра Украины № 583, которым внесены изменения в Правила парковки транспортных средств. Изменениями предусмотрено, что устройство мест для парковки на тротуарах и проезжей части автомобильных дорог запрещается всем субъектами хозяйствования, кроме операторов. В свою очередь, операторам запретили передавать площадки для парковки на тротуарах и проезжей части автомобильных дорог в пользование другим субъектам хозяйствования.

     

Ограничение наличных расчетов

Национальный банк Украины в своем письме разъяснил об особенностях применения требований постановления Правления НБУ от 06.06.2013г. № 210.
Согласно требованиям постановления № 210 наличные расчеты между физическим лицом и предприятием (предпринимателем) за товары (работы, услуги) не должны превышать 150000 гривен. Физические лица между собой по договорам купли-продажи, подлежащим нотариальному удостоверению, могут рассчитываться наличными деньгами в размере не больше 150000 гривен. Предельная сумма расчетов наличными деньгами предприятий (предпринимателей) между собой в течение одного дня остается неизменной и составляет 10000 гривен.
Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине (в редакции с 01.09.2013г.) определено, что если наличные платежи между предприятиями (предпринимателями) и/или между предприятиями (предпринимателями) и физическими лицами в течение одного дня по одним или нескольким платежным документам превышают предельную сумму, то они проводятся исключительно в безналичной форме через банки или небанковские финансовые учреждения, которые в установленном законодательством порядке получили лицензию на перевод средств без открытия счета.
Количество предприятий (предпринимателей) и физических лиц, с которыми осуществляются расчеты, на протяжении дня не ограничивается.
Расчеты за товары (работы, услуги), стоимость которых превышает 150000 гривен, осуществляются физическими лицами в безналичном порядке с применением платежных инструментов, которые используются для инициирования переводов, а также путем внесения наличных денег для дальнейшего безналичного зачисления средств на текущие счета юридических лиц, физических лиц-предпринимателей - получателей средств.
Расчеты физических лиц между собой по договорам купли-продажи, подлежащим нотариальному удостоверению в размере свыше 150000 гривен, могут осуществляться, в частности, путем:
- перевода средств из текущего счета физического лица на текущий счет другого физического лица;
- внесения и/или перевода средств на отдельный текущий счет нотариуса, который открывается на балансовом счете 2622 «Средства в расчетах физических лиц»;
- открытия вкладного (депозитного) счета на имя другого физического лица на других условиях их возврата;
- применения аккредитивной формы расчетов (покрытого и безотзывного аккредитива).
Соблюдение ограничений относительно суммы наличных расчетов с физическими лицами, установленных постановлением № 210, с 01.09.2013г. является обязательным при проведении любых расчетов при участии физических лиц независимо от даты заключения договора, по которому они осуществляются.
Открытие отдельных текущих счетов нотариусов осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4.6 главы 4 Инструкции о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденной постановлением Национального банка  Украины от 12.11.2003г. № 492.

     

Доход физического лица-предпринимателя

1В разъяснении Государственной налоговой службы от 07.08.2013 года указано, что налогообложение доходов, полученных физическим лицом-предпринимателем от осуществления хозяйственной деятельности, кроме лиц, которые избрали упрощенную систему налогообложения, выполняется в соответствии со статьей 177 Налогового кодекса Украины.

Объектом налогообложения является чистый налогооблагаемый доход, то есть разница между общим налогооблагаемым доходом (выручка в денежной и неденежной форме) и документально подтвержденными расходами, связанными с хозяйственной деятельностью такого физического лица-предпринимателя (п.177.2 ст.177 НКУ).
Физические лица-предприниматели обязаны вести Книгу учета доходов и расходов и иметь подтверждающие документы относительно происхождения товара (п.177.10 ст.177 НКУ). Физические лица-предприниматели подают годовую налоговую декларацию в срок, определенный пп. 49.18.5 п. 49.18 ст. 49 НКУ, в которой вместе с доходами от предпринимательской деятельности должны указываться прочие доходы из источников их происхождения из Украины и иностранные доходы (п.177.11 ст.177 НКУ).
В справке о полученных доходах физическим лицом-предпринимателем, состоящим на общей системе налогообложения, на основании данных налоговой декларации указывается сумма чистого налогооблагаемого дохода за соответствующий период.
Что касается физических лиц-предпринимателей - плательщиков единого налога, то согласно ст. 292 НКУ для них доходом является доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной п.292.3 ст.292 НКУ.
Подпунктом 296.8 ст.296 НКУ определено, что плательщики единого налога для получения справки о доходах имеют право подать в орган ГНС налоговую декларацию за другой, нежели квартальный (годовой) налоговый (отчетный) период, что не освобождает такого плательщика налога от обязанности представления налоговой декларации в срок, установленный для квартального (годового) налогового (отчетного) периода. Такая налоговая декларация составляется с учетом норм п. п.296.5 и296.6 ст.296 НКУ и не является основанием для начисления и/или уплаты налогового обязательства.
Согласно форме налоговой декларации плательщика единого налога – физического лица-предпринимателя, утвержденной приказом Министерства финансов Украины № 1688, плательщиками единого налога – физическими лицами-предпринимателями (независимо от группы) вносятся в нее данные, касающиеся исключительно полученных сумм дохода за отчетный период.
В справке о полученных доходах плательщиком единого налога – физическим лицом-предпринимателем отражается сумма полученных им доходов за соответствующий период.

     

Выезд за границу с долгами: судебная практика

В пятом номере «Вестника Верховного Суда Украины» было опубликовано письмо от 01.02.2013 года, в котором суд высшей инстанции проанализировал судебную практику по рассмотрению гражданских дел о защите прав потребителей за 2009-2012 гг.
В данном письме Верховный Суд Украины затронул вопрос относительно временного ограничения в праве выезда за пределы Украины граждан, имеющих долги перед кредиторами, в частности перед банковскими учреждениями.
По мнению высшей судебной инстанции, наличие непогашенного долга не может быть основанием для установления запрета на выезд за границу.
Попасть в черный список не выездных, заемщики смогут лишь в том случае, если кредитор докажет умышленное неисполнение ими своих обязательств.
В письме, в частности, указано, что решение судами вопроса об ограничении в выезде за пределы Украины возможно только в порядке, определенном ст. 377-1 Гражданского процессуального кодекса Украины и по представлению государственного исполнителя на основании п. 18 ст. 11 Закона «Об исполнительном производстве» в связи с уклонением должника от исполнения судебного решения или решения другого органа, находящегося на исполнении (п. 5 ч. 1 ст. 6 Закона «О порядке выезда из Украины и въезда в Украину граждан Украины»).
Отдельное внимание судов обращено на определение понятия «уклонение должника от выполнения обязательств». Верховный Суд Украины отметил, что законом предусмотрены юридические санкции в виде временного ограничения в праве выезда не за наличие факта неисполнения обязательств, а за уклонение от их выполнения. С целью установления факта действительного невыполнения должником  денежного обязательства, суд должен выяснить, действительно ли должник сознательно не выплачивает долг.
Верховный Суд Украины делает вывод, что понятие «уклонение от выполнения обязательств, возложенных на должника решением» следует понимать как любые сознательные деяния (действия или бездействие) должника, направленные на невыполнение соответствующей обязанности в исполнительном производстве, когда для исполнения этой обязанности у него есть все реальные возможности (например, наличие имущества, денежных средств и т.п.) и этому не мешают любые независимые от него объективные обстоятельства (непреодолимой силы, событий и т.п.).
Поэтому, ограничение в праве выезда за пределы Украины граждан, имеющих долги перед кредиторами, в том числе перед банковскими учреждениями, может быть применено только при совокупности следующих факторов: наличие решения суда о взыскании с должника средств, наличие открытого исполнительного производства о взыскании долга, а также доказанного судом факта об уклонении от выполнения обязательств, возложенных на должника решением.

     

Налоговая проинформировала о некоторых вопросах обложения НДС

Государственная налоговая служба в письме от 27.03.2013 г. № 4692/6/15-3115 уведомила относительно некоторых вопросов обложения НДС.
В документе напоминается, что в п. 198.5 ст. 198 Налогового кодекса  определено, какого рода суммы налогоплательщик может включить на основании бухгалтерской справки к налоговому кредиту, исходя из базы налогообложения.
Также в подп. 4.5.5 п. 4.5 р. II Порядка заполнения и представления налоговой отчетности по НДС предусмотрено, что такая справка должна быть составлена согласно налоговым накладным, таможенными декларациями, другими документами, предусмотренными п. 201.11 ст. 201 НК, которые являются основанием для начисления сумм налога, которые относятся к налоговому кредиту, с учетом норм п. 198.6 ст. 198 НК, и содержать исчерпывающий их перечень.
Таким образом, для формирования налогового кредита в соответствии с п. 198.5 ст. 198 НК бухгалтерская справка составляется на основании налоговых накладных, таможенных деклараций и других документов, с учетом норм п. 198.6 ст. 198 НК.